Методические рекомендацииФормирование эмоционально – экспрессивной лексики у дошкольников с ОНР

Аннотация
       Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, который тесно связан с личностным развитием и психологическим здоровьем детей. В дошкольном периоде эмоционально - волевая сфера детей развивается динамично, ребенок начинает осознавать свои и чужие чувства, происходит развитие пространственно- временного смещения - возможности помнить свои эмоциональные состояния или предвосхищать их в той или иной ситуации.
      Дошкольникам с ОНР свойственна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению, выраженность стрессовых ситуаций, доминирование отрицательных эмоций. Эмоциональный оттенок речи утрачивается. Речь монотонная, однообразная, немодулированная. Запоминание различного по содержанию материала тоже зависит от эмоциональной насыщенности. Ребенок не хочет делать то, что не вызывает у него интереса и эмоционального всплеска. Бедность эмоциональных проявлений у дошкольников лишь косвенно обусловлена их дефектом и непосредственно зависит от характера эмоционально – действенного и речевого общения со взрослыми. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в развитии эмоциональной сферы.
     В детском саду №202 в рамках развития эмоциональной сферы дошкольников 5 – 7 лет с речевыми нарушениями, посещающими группу компенсирующей направленности ОНР, проводила работу по формированию эмоционально – экспрессивной лексики у дошкольников с ОНР.         
      Предоставленный материал может быть использован как рекомендательный или применяемый в разных образовательных областях для воспитателей, учителей -  логопедов и других педагогов, связанный с оптимизацией коррекционного обучения и воспитания дошкольников с ОНР, а также с подготовкой к успешной интеграции выпускников логопедических групп в общеобразовательные школы.

Пояснительная записка

   Данные методические рекомендации разработаны на основе развития эмоциональной сферы дошкольников 5 – 7 лет с речевыми нарушениями, посещающими группу компенсирующей направленности ОНР детского сада №202.  Проводила работу по формированию эмоционально – экспрессивной лексики у дошкольников с ОНР.   Эмоционально – экспрессивная лексика – это эмоционально окрашенная совокупность выражений, направленных на передачу внутренних состояний человека, тесно связана с личностным развитием и психологическим здоровьем детей. Хорошо развитая речь ребенка – важное условие успешного обучения в школе. А для детей с ОНР характерны: пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих,
склонность к спонтанному поведению, ограниченность лексики. Речь не имеет эмоционального оттенка. Она монотонна, бедна, однообразна и немодулированная.  Дети не умеют владеть собственными эмоциями и затрудняются в распознавании эмоциональных проявлений других людей.
   Поэтому, при составлении методических рекомендаций ставила перед собой основную цель – на основе практического опыта разработать систему игр и занятий с использованием наглядных моделей, способствующих формированию эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Это практическое усвоение лексических средств языка, более точное осознание и описание настроений, чувств, переживаний человека, лучшей оценке происходящих  событий, решению коммуникативных задач. В своей практике я отметила, дети неправильно употребляют в своей речи слова и выражения (злая – «нехорошая», «плохая»; грустная – «плачная»; весёлая – «улыбочная»; испуганный – «он боится»; ошибки в установлении синонимических и антонимических отношений; дошкольники с ОНР не могут обозначить словом свои эмоциональные состояния, внутренние переживания, у них возникают трудности при оценке событий.
      Во время проведения таких занятий я отметила, что дети в своей речи стараются   употреблять эпитеты, определения, словами обозначать не только действия, но и внутреннее эмоциональное состояние.  Выражать их на вербальном и невербальном уровне, стараются осознавать собственные эмоциональные состояния и эмоции окружающих. Учатся переводить эмоции в словесный план, собственные переживания выразить словами. Формирование эмоциональной лексики – это одно из условий эмоционального развития и нравственного воспитания. Дошкольники расширяют свой кругозор, чувствуют поддержку, у них появляются новые друзья.
Содержание

     Формирование эмоционально - экспрессивной лексики осуществлялось поэтапно.
      На начальном этапе -  это изучение и уточнение эмоциональных состояний, развитие паралингвистических средств общения, формирование интонационной стороны речи: обогащение знаний детей об эмоциях – страх, радость, удивление, грусть, злость, спокойствие, интерес и т. д. и их внешних проявлениях с помощью чтения художественной литературы и анализа поступков героев, театрализованной деятельности (мимика, пантомимика), сюжетно – ролевых игр, мнемосхем (определение эмоциональных состояний), пиктограмм “ нарисуй лицо герою”.
     Формирование эмоционально – экспрессивной лексики:
1.формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов, называющих чувства, переживаемые самим говорящим  или другим лицом. Одну и ту же фразу в различных смысловых ситуациях предлагаем  детям произнести с различными эмоциональными оттенками. Отрабатывались на материале употребление эмоциональных междометий. Положительная оценка фактов: (О! Браво! Вот это да! Ай­, ай, ай!) Отрицательная оценка (те же междометия, но при другой интонации, могут выражать противоположные чувства): А, А­А! ОХ! УХ! АХ! УВЫ! БЕДА! Фу!
2.формирование эмоциональной лексики, отражающей синонимические и антонимические отношения. Для синонимических отношений
использовала игровые приемы: «Скажи по – другому» на уровне
распространения предложений. Предлагала ребенку подобрать, как можно больше слов, похожих по значению, например, к слову «грустный» (печальный, унылый). Затем предлагается сюжетная картинка и дошкольники составляют
по ней предложения. Если ребенок употребляет только одно из отработанных слов, то логопед предлагает распространить предложение с помощью «Cлов ­ - приятелей», например, «Я начну, а ты продолжи». Учитель - логопед произносит предложение, выделяя в нем какое­- то слово, и ребенок подбирает к этому слову синонимы. «Радостный зайчик бегал по дорожке» радостный ... веселый, оживленный» ­ Для развития антономических отношений процессе выполнения заданий по подбору слов – aнтонимов, использовала приемы работы: с изолированными словами «Скажи наоборот»;
словами в предложении "Доскажи словечко";
­словами в связных высказываниях «Coставь предложение»- используя слова-антонимы и  слова-синонимы по серии сюжетных картин.
3. Развитие навыков диалогической и монологической речи. Это уточнение и увеличение объема словаря детей в области эмоциональной лексики; развитие самостоятельных связных высказываний, основанных на употреблении данной лексики для более точной и полной передачи своих мыслей, чувственных образов, эмоционального отношения к той или иной ситуации из сказок, рассказов, стихов и реально происходящих событий.
Список рекомендуемой литературы
  1. Белопольская Н. Л. Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативная игра / Н. Л. Белопольская. – М.: Когито-центр, 2000. – 36 с.
  2. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие / сост. И. Ю. Кондратенко. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 224 с.
  3. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – 2-е изд., испр. и доп / В. П. Глухов. – М.: Аркти, 2004. – 168 с.
  4. Иванова С. В. Повышение роли эмоционального воздействия в логопедической работе / С. В. Иванова //Логопед. – 2004. - № 4. – С. 57 – 64.
  5. Изард К. Психология эмоций / К. Изард. – СПб.: Питер, 1999. – 464 с.
  6. Кондратенко И. Ю. Аспекты эмоционально-экспрессивной лексики и ее усвоение детьми с ОНР / И. Ю. Кондратенко // Логопед. – 2004. - № 3. – С. 53 – 60.
  7. Макунина Е. Придумываем истории и сказки /Е. Макунина // Ребенок в детском саду. – 2005. - № 6. – С. 36 – 40.
  8. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / М. Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.
  9. Методы обследования речи у детей. Вып. 2 /под ред. И.Т. Власенко, Г. В. Чиркиной. – М.: 1996. – 146 с.
  10. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры / В. М. Минаева. – М.: Аркти, 1999. – 48 с.
  11. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Сфера, 2002. – 144 с.
  12. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи: Логопедическая тетрадь / Т. А. Ткаченко. – СПб.: Детство-Пресс, 2000. – 45 с.
  13. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с.
  14. Филичева Т. Б. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: АПН РСФСР, 1989. – 46 с.
  15. Шаховская С. Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия // С. Н. Шаховская; под ред. Л. Б. Халиловой – М.: Экономика, 1997. – С. 240 – 250.

           Приложения
          Фотографии 
 










                       


                              


                                






Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Консультация для родителей: «Мы играем - речь развиваем!»

Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одного из условий подготовки детей к школе.

Овощи - фрукты, Сад - огород