Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одного из условий подготовки детей к школе.

 

Консультация для родителей

Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одного из условий подготовки детей к школе.

 

Фонематический слух - это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка.  У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

Коррекционную работу по преодолению нарушений развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи нужно проводить  в три этапа. На каждом этапе  применяются игры и игровые приёмы для повышения эффективности коррекционного воздействия.

 

1 этап (подготовительный) – развитие неречевого слуха. На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.

 Игра «Тишина». Закрыв глаза, ребенок «слушает тишину». Через 1-2 минуты предлагается открыть глаза и рассказать, что он услышал.

Игра «Угадай, на чём играю».  Развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

Игра «Узнай по звуку». Использовать различные предметы и игрушки, которыми можно производить характерные звуки (деревянная ложка, металлическая ложка, карандаш, молоток, резиновый мяч, стакан, ножницы, будильник).

Игра «Шумовые баночки». Упражнять в определении на слух вид крупы.

Игра «Где хлопнули?», Игра «Где позвонили?» -  развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя.

Игра "Кто быстрее? ", дифференциация быстро – медленно.

Игра «Высоко – низко», дифференциация громко – тихо,  воспроизводить низкие и высокие звуки. Услышав высокие звуки, ребенок  поднимается на носочки, услышав низкие звуки – приседает.

 



 

2 этап - развитие речевого слуха, различение одинаковых слов, фраз, звук комплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.

Игра «Метель», учить ребенка  на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому. “Замели метели и затянули свои песни: то тихие, то громкие”.

Игра «Дует ветер», изменение силы голоса, умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом. “Дует лёгкий летний ветерок: у-у-у (тихо-тихо). Подул сильный ветер: У-У-У (громко) “

Игра «Громко-тихо», развитие умения менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Парные игрушки: большая и маленькая. Большие произносят слова громко, маленькие - тихо.

Игра «Три медведя», развитие умения менять высоту голоса. Меняя высоту голоса, попросить ребёнка отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Попросите произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

Игра "Правильно-неправильно", показываете ребенку картинку и громко, четко называете то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши.

Игра» «Какое слово отличается?» Из четырёх слов, произнесённых взрослым, ребёнок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных. (Ком-ком-кот-ком; Утёнок-утёнок-утёнок-котёнок; Будка-буква-будка-будка и т.д.)

Игра «Одинаковые или разные». Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то же, либо произносит противоположный. Задача ребёнка угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Слоги надо подбирать те, которые ребёнок уже способен повторить правильно. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор.

Игра «Что лишнее?». Произносите ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Игра «Поймай звук». Ребенок хлопнет в ладоши, если в слове слышится звук «м».

Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.

Игра с мячом. Взрослый  произносит различные слоги, слова. Ребёнок должен на заданный звук поймать мяч, если звука не услышит, то отбить мяч.



 

3этап - развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.

Этот этап имеет определённую последовательность:

- Определение количества слогов в словах разной сложности

- Выделение первого и последнего звука в слове

- Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения.

- Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-

согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий) ;

- Определение места, количества, последовательности звуков в слове

- Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками)

построение моделей.  Игра «Отстукивание слогов», Игра «Угадай слово», Игра «Слоговой поезд», Игра «Пирамида», Игра «Найди слову схему», Игра «Поезд»

 

Желаю успехов!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Консультация для родителей: «Мы играем - речь развиваем!»

Овощи - фрукты, Сад - огород