Консультация для родителей
«Роль пальчиковой гимнастики для развития речи детей»


     Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. А как приятно родителям, когда у его ребенка умелые пальчики: когда они ловко держат карандаш, аккуратно рисуют, строят из конструктора. А если еще ребенок чисто и правильно говорит - вдвойне приятно.
     Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, а также развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.
      Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.  
   6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.


Упражнения можно условно разделить на три группы.
I группа. Упражнения для кистей рук                                                   
- развивают подражательную способность;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключаться с одного движения на другое.
II группа. Упражнения для пальцев условно статические
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
III группа. Упражнения для пальцев динамические
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.

Научно доказанный парадокс: уровень развития речи зависит от степени развития мелкой моторики пальцев. Постарайтесь регулярно тренировать пальчики ребенка, и это поможет его речевому развитию.

Желаю успехов!

Комплекс упражнений для развития мелкой моторики пальцев
Сначала разминка…

1. Сжимайте пальцы в кулак, затем разжимайте их. Сначала делайте это одновременно обеими руками, затем по очереди каждой рукой.
2. Выгибайте и прогибайте кисти рук одновременно и по очереди.
3. «Замок». Переплетите пальцы, сожмите ладони.
4. «Солнечные лучи». Сложите ладони и расставьте в стороны пальцы.
5. «Ножницы». Разведите пальцы в стороны, затем сведите их вместе. Сначала одной, потом другой рукой и обеими руками вместе.
6. «Пальчики здороваются». Подушечки пальцев по очереди прикасаются к большому пальцу (сначала правая рука, потом левая, затем одновременно).
7. Похлопывайте кистями рук по столу поочередно и одновременно.
8. Постукивайте пальцами по столу обеими руками и поочередно.
9. Поочередно приподнимайте и опускайте пальцы: кисти рук лежат на столе.
10. Имитируйте игру на пианино.
11. «Человечки бегают» с помощью указательного и среднего пальцев.
12. «Футбол». Забивайте шарики одним, затем двумя пальцами.
…потом массаж
13. Надавите четырьмя сильно сжаты ми пальцами одной руки на основание большого пальца, затем на середину ладони.
14. Разотрите ладони (вверх-вниз).
15. Разотрите боковые поверхности сцепленными пальцами.
16. Разотрите ладони карандашом, зажатым между ними.
17. Положите между ладонями грецкий орех и делайте круговые движения.

Такие физминутки развивают:
- тонкие движения пальцев рук;
- координацию всего организма;
- дети быстрее овладевают правильным произношением звуков;
изображая в игровой деятельности различные предметы - деревья, мебель, животных (собак, зайцев, кошек) дети работают с эмоциональным настроем и интересом, что позволяет предельно мобилизовать их внимание, а разученные сценки упражнения способствуют развитию:
- памяти;
- слухового внимания;
- обогащению словаря (узнают новые слова, их значение)
- стихи способствуют развитию интонационной выразительности речи.
Таким образом, ДВИЖЕНИЕ и РЕЧЬ - два взаимосвязанных процесса.
Развивая двигательные возможности ребенка, мы развиваем его речевую способность, устраняем задержку в моторной речи детей, ускоряем развитие связной речи.

 Желаю успехов!

         
        


                                            


Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Консультация для родителей: «Мы играем - речь развиваем!»

Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одного из условий подготовки детей к школе.

Овощи - фрукты, Сад - огород