Методы коррекционно- логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста, посещающие группу компенсирующей направленности ОНР


Методы коррекционно- логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста, посещающие группу компенсирующей направленности ОНР
Е. А. Гердель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар “ Детский сад комбинированного вида №202”
       Воспитание полноценной личности ребенка – целенаправленный педагогический процесс. Ведь именно в дошкольный период происходит личностное развитие детей и формируется их психологическое здоровье.
       В детском саду группу компенсирующей направленности ОНР посещают дети пяти – семи лет с речевыми нарушениями. Помимо речевых нарушений, они нуждаются в развитии и эмоциональной сферы. Детям свойственна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению, выраженность стрессовых ситуаций, даже доминирование отрицательных эмоций. Запоминание различного по содержанию материала тоже зависит от эмоциональной насыщенности ребенка. Он не хочет делать то, что не вызывает у него интереса и эмоционального всплеска. Бедность эмоциональных проявлений у дошкольников лишь косвенно обусловлена их дефектом и непосредственно зависит от характера эмоционально – действенного и речевого общения со взрослыми. При этом у детей нарушено не только произношение звуков, но и темп, ритм речи, голосообразование, то есть – звуковая культура речи. Она является необходимым компонентом. Речь ребенка должна включать в себя полноценное произношение звуков и звуковое оформление речи. Она не должна быть монотонной, немелодичной, толчкообразной, чрезмерно скорой или наоборот замедленной, должна содержать смысловые и логические паузы. Дикция не должна быть смазанной, голос не должен быть тихим и затухающим к концу речевого высказывания. Дети испытывают определенные трудности при регуляции и контроле силы и громкости своего голоса. Они не дифференцируют на слух многие фонемы родного языка.
        Коррекция звуковой культуры речи – это кропотливый и сложный процесс, который усугубляется сочетанием речевых расстройств и  расстройств эмоционально – волевой сферы (гиперактивность, дефицит внимания, агрессивность, немотивированная обидчивость, упрямство и т.д.). Поэтому стимулировать активность детей часто бывает очень трудно. Что же тогда делать?
        На базе нашего Детского  сада № 202 я предложила два метода коррекционно – логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста, посещающих группу компенсирующей направленности ОНР. Один метод – это развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью детской художественной литературы. Ведь именно художественная литература является самым эффективным способом общения с детьми. У детей с помощью литературы формируется эмоциональное отношение к миру при знакомстве с такими эмоциями как грусть, радость, страх, спокойствие, злость, интерес и другими. Обогащается словарь эмоциональной лексики, устанавливаются синонимические и антонимические отношения,  развивается образное мировоззрение, прививается любовь и отзывчивость. Вместе с воспитателями дети драматизируют небольшие художественные произведения с помощью кукольного и пальчикового театра, театра на магнитах. Это дает возможность детям импровизировать, раскрепощенно говорить, передавать эмоциональное состояние героев. Дети учатся имитировать движения персонажей жестами, мимикой, движениями тела и голосом. Одновременно ребенок может играть одну и ту же другую роль с интонационной выразительностью.
       Второй метод – логопедическая мультипликация. На базе нашего Детского сада №202 установлена мультипликационная студия. Почему бы не использовать мультипликацию как средство для развития компонентов звуковой культуры речи, как стимул речевой активности ребенка?  И мы попробовали создавать мультфильмы. Создавая мультфильмы, дети выступали в качестве художников и аниматоров. При создании персонажей и декораций мультипликационного фильма с помощью разных приемов лепки из пластилина ребята развивали мелкую мускулатуру и ручную умелость, что немаловажно для речевой активности. Чтобы создать естественные движения персонажам будущего мультфильма, ребята самостоятельно их передвигали на совсем короткие расстояния, что тоже оказалось очень сложным. Но ребята не сдались, они проявили все свои эмоционально – волевые качества (терпение, усидчивость, желание довести начатое дело до конца). И это компонент формирования навыков сотрудничества! Для сюжета мультипликационных фильмов предложила ребятам использовать чистоговорки, скороговорки, небольшие стихи на автоматизацию и дифференциацию звуков. Мы их знаем не мало. Монтировали мультфильмы все вместе. А вот озвучивали мультипликационные фильмы сами ребята. Они тренировались в произношении поставленных звуков, старались четко и ясно произносить каждый звук и слово. Старались с выражением проговаривать фразы, старались регулировать громкость голоса и темп речи. Слушая звукозапись при озвучивании героев, они исправляли то, что у них не получилось. И вот мультфильм готов! В нашей копилке уже восемь короткометражных мультипликационных фильма:   
“ Чистоговорки” (автоматизация звука С), “Вышла курочка гулять” (автоматизация звука К), “Жил – был ёж” (автоматизация звука Ж), “Робот” (автоматизация звука Р), “Гуси” (автоматизация звука С), “Краб и осминог” (автоматизация звука Р), “Лягушка” (использование элементов логоритмики), “Футбол” (создан к чемпионату мира по футболу 2018г.) Ребята очень гордятся созданными мультфильмами. И это компонент воспитания патриотизма, чувство гордости за отечественную мультипликацию!
      В процессе целенаправленных занятий в течении года уже сейчас можно говорить о положительных результатах работы. Это и выраженная динамика в произносительной стороне речи, и расширение словарного запаса, и расширение знаний об окружающем мире. Дети с речевыми нарушениями уже научились осознавать собственные эмоциональные состояния, стали более активно проявлять свои эмоции. Расширили эмоциональный словарный запас. Научились переводить эмоции в словесный план, собственные переживания выражать словом. Расширили свой кругозор, навыки коммуникативных способностей, почувствовали поддержку, доброжелательность и взаимопонимание, что позволило завести новых друзей. А это является неоценимой помощью в коррекционной работе учителя – логопеда.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Консультация для родителей: «Мы играем - речь развиваем!»

Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одного из условий подготовки детей к школе.

Овощи - фрукты, Сад - огород