ИГРА В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для слышащего дошкольника, для которого она является основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения. При правильном и последовательном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Через формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на те стороны развития неслышащего ребенка, которые страдают из-за снижения слуха. Содержания игр расширяют представления детей об окружающем мире и тех сторонах действительности, которые малодоступны в повседневной жизни. В процессе действий с предметами и игрушками наиболее полно познаются их назначение, свойства и отношения.
- Дидактическая игра. В игре детьми усваиваются значения слов и фраз. Дети учатся правильно, полно и точно воспринимать предметы, их свойства и отношения (величину, форму, цвет, пространственные отношения и т. д.), сформировать сенсорные эталоны. Дидактическая игра стимулирует умственное развитие, способствует овладению различными видами деятельности (рисованием, конструированием) и расширению представлений об окружающем мире.
На первом году обучении это сюжетные игрушки, куклы средних размеров и другие игрушки: животные, тележки, каталки, кубики, машины различной величины, крупный строительный материал. Здесь же находятся дидактические игрушки: пирамидки, матрешки, вкладки, различные лото, парные картинки, мозаики, настольные игры («Поймай рыбку», «Летающие колпачки», «Настольный хоккей (футбол)», «За рулем» и т. д).
- Сюжетно – ролевые игры («Магазин», «Больница» и т. д.). Подбираются необходимые принадлежности для этих игр: фартуки, повязки, шапочки, халаты. Оборудуется квартира для кукол — столовая, спальня — и обставляется соответствующей мебелью. В игровом уголке из строительного материала сооружается гараж. Увеличивается количество настольных игр. Важно вызвать интерес у ребенка к играм, желание играть. Это поможет усвоить предметные действия с игрушками, научиться переносить действия, осуществляемые с одними игрушками на другие.
- Игры-драматизации. Знакомством со сказками: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три поросенка», «Красная Шапочка». Первоначально проводится эмоциональное рассказывание сказки с демонстрацией персонажей и их действий (показ картинок, диафильмов, использование кукольного театра); по ходу уточняются значения незнакомых слов, проводится беседа. Затем сюжет сказки воспроизводится через чтение, повторное рассказывание детьми. И только тогда, когда сказка понятна, переносим ее в игру.
- Подвижные игры. Используются мячи, кегли, обручи, вертушки (для прогулок). Подвижные игры развивают координацию,
нарабатываются двигательные навыки, учат координации и вниманию.
Важнейшим условием правильной организации проведения игр является постоянное использование речи: все игровые ситуации сопровождаются устной речью, некоторые важные для овладения действиями с игрушками слова и фразы фиксируются на табличках и «прочитываются» (т. е. проговариваются) в процессе демонстрации игрушек и действий с ними («Это кукла. Покорми куклу. Кукла ест»). Особая эмоциональная обстановка в процессе игры, действия детей с игрушками способствуют быстрому запоминанию слов, воспроизведению лепетных слов (ляля, мяу, ав-ав, бах и т. д.), контура слов, отдельных слогов, сочетаний звуков. Важно эти слова «подхватить», закрепить в речи ребенка. Именно игра стимулирует усвоение ребенком названий тех игрушек и предметов, действий, которые проходят через его собственный опыт, что он увидел в жизни: трудовую деятельность взрослых, разнообразные бытовые процессы, явления общественной жизни и т. д.
Комментарии
Отправить комментарий