Развитие представлений об эмоциях средствами детской художественной литературы в интегрированном взаимодействии детей 5 – 6 лет с нарушением слуха и детей группы общего развития

Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический
процесс, который тесно связан с личностным развитием детей и психологическим
здоровьем детей. В дошкольном периоде динамично развивается эмоционально –
волевая сфера детей, ребенок начинает осознавать свои и чужие чувства, происходит
развитие пространственно – временного смещения – возможности помнить свои
эмоциональные состояния или предвосхищать их в той или иной ситуации.
   На развитие эмоциональной сферы   детей с нарушением слуха влияют
определенные неблагоприятные факторы. Неслышащим детям не доступно
восприятие выразительной стороны устной речи. Более позднее приобщение к
художественной литературе обедняет  мир эмоциональных переживания ребенка,
приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям
художественных произведений. В экспериментально – психологических
исследованиях В. Петшака прослежены зависимости между характером общения
детей с нарушениями слуха со взрослыми и эмоциональными проявлениями детей.
Установлено, что относительная бедность эмоциональных проявлений у
дошкольников лишь косвенно обусловлена их дефектом и непосредственно
зависит от характера эмоционально – действенного и речевого общения со
взрослыми.
В детском саду №202 в рамках реализации проекта “Психолого – педагогическая
модель развития эмоциональной сферы дошкольника 5-7 лет в условиях детского
сада комбинированного вида” проводится работа по развитию представлений у
детей об эмоциях средствами детской художественной литературы. Сказки,
рассказы, стихи способствуют обогащению словаря эмоциональной лексики,
развивают образное мировоззрение, отзывчивость. В результате сопереживания и
внутреннего содействия персонажам, появляется эмоциональное отношение к
окружающему. Было отмечено, что дети с нарушениями слуха поначалу
испытывали затруднения  во взаимодействии со слышащими детьми.
В процессе целенаправленных занятий стали наблюдать за их эмоциональными
проявлениями, поведением, подражать в мимике и пантомимике. Результаты
исследования показали, что дети с нарушением слуха стали более активно
проявлять свои эмоции, стремиться к лидерству. Интегрированные занятия,
направленные на развитие представлений об эмоциях средствами детской
художественной литературы дали возможность вместе переживать эмоции,
расширить эмоциональный словарный запас, кругозор, почувствовать
поддержку и завести новых друзей.

     

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Консультация для родителей: «Мы играем - речь развиваем!»

Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одного из условий подготовки детей к школе.

Овощи - фрукты, Сад - огород