Консультация для родителей

«Играем на ходу. Развитие речи детей в общении со взрослыми»

 

Позволяйте себе иногда отключиться от окружающих проблем и погрузиться в игровую атмосферу жизни своего ребенка. Это не только полезно, но и приятно! Вспомните свое собственное детство, ведь это было здорово?! Вот и отправляйтесь прямо сейчас вместе с ребенком в увлекательный мир игровых путешествий.

      Если Вы пришли к ребенку в его комнату или уголок, поинтересуйтесь для начала, во что он любит играть или уже играет? Можно ли с ним поиграть? После этого Вы можете подключиться к уже начавшейся игре, взяв на себя подходящую по сюжету роль или предложить собственный сюжет, если игра у ребенка «не клеится».

     Уважаемый родитель! Если вам кажется, что игровой опыт Вашего малыша недостаточен, попробуйте во время игрового общения с ним брать инициативу в свои руки. Найдите привлекательную для себя роль и от лица этого персонажа вступайте в игровой диалог со своим ребенком.          Постарайтесь не выходить из роли несколько минут.  Естественность, и непринужденность Вашего поведения наверняка будут замечены ребенком и по достоинству оценены.

       Если Ваш ребенок уже приобрел игровой опыт в группе детского сада или общаясь с соседскими ребятами дома, возьмите на заметку тематику некоторых самодеятельных игр.

Любимая игра девочек «В семью». Какими домашними делами займутся члены «игрушечной» семьи? Станут готовиться ко дню рождения? Замечательно! Кто из игрушек будет именинником? Надо подумать о подарке. А кто придет в гости? Как развлечь гостей? Чем вкусненьким угостить? Играйте на здоровье.  Вы давно собирались «В зоопарк»? Не хотите ли отправится прямо сейчас, пройти по вольерам, где живут разные животные... сначала вместе с ребенком соберите всех имеющихся в доме зверей, птиц и пресмыкающихся. Определите в комнате место для зоопарка. Фантазируйте дальше вместе с ребенком. Зоопарк уже открылся...  В «Туристическом агентстве» предлагают билеты. Кому достанется роль менеджера или агента бюро путешествий? С помощью современной техники – компьютера, телефона, факса (коробки из-под обуви или конфет) – агент знакомит потенциальных путешественников с турами на разные континенты. Хорошим оснащением игры станут рисунки ребенка про места, где он побывал с вами в отпуске; старые открытки с изображением растений, обитателей природных зон, городскими пейзажами, сувениры и другое. Сюжет игры выведет на развитие параллельных сюжетов «В аэропорт», «В авто- или железнодорожный вокзал». Объединив несколько игровых сюжетов, Вы можете играть не один день.  Если Вы выбрали «Морское путешествие», для корабля вполне подойдет стул или кресло. Наверняка у ребенка есть название кораблю. Подходящий прием для обыгрывания сюжета игры – воображаемые действия, ваши и ребенка. Будут кстати руль, бинокль, рация из предметов заместителей (пустая коробка, крышка от кастрюли). Кому-то понравится роль радиста, а кто-то захочет стать врачом или поваром… через минуту корабль снимается с якоря... 

                                                   Желаю успехов!

 



Консультация для родителей

«Развитие связной речи ребенка в семье»

     Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой.  К 5-6 годам современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события правильно произносить все звуки и сложные слова.
     Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Диалогическая речь побуждает к неполным, односложным ответам. Основные черты диалогической речи — неполные предложения, восклицания, междометья, яркая интонационная выразительность, жест, мимика. Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и поправить собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать свое мнение. Совершенствуя диалогическую форму речи, родителям необходимо много общаться со своим ребенком, обсуждать события его жизни, жизни семьи. Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. А также, требует развернутости, полноты и четкости высказывания.   Родители, поддерживая работу, начатую в детском саду по формированию связной монологической речи, сочиняйте со своим ребенком сказки и рассказы, придерживаясь структуры текста: начало, середина и концовка. Дошкольное учреждение берет на себя большой объем работы по  развитию связной речи и без помощи и участия родителей педагогам не обойтись. Основные условия развития ребенка, которые необходимо решать в семье и дошкольном образовательном учреждении:

·       Формировать интерес ребенка к художественной литературе.

·       Необходимо научить ребенка слушать. Это достигается не призывами к слушанию, а подбором интересной, доступной ребенку литературы, неспешным выразительным чтением взрослого. Не надо торопиться в погоне за внешними эффектами (мой ребенок уже знает буквы, уже читает и пишет). Очень часто такая торопливость оборачивается впоследствии трагедией не только для самого ребенка, но и для родителей и учителей. Это связано с тем, что речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и педагогически целенаправленно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

·       Полученные в детском саду навыки по составлению связных текстов необходимо закреплять в семье.
а) составление рассказов по семейным фотографиям (рост малыша, летний отдых и т.п.);
б) рассказы по сериям картинок (от 3-х и более);
в) работа с книгой (перед прочтением новой книги вначале, рассмотрите ее вместе с ребенком затем, спросите, о чем эта книга, кто главные герои и уже после прочтения обсудите рассказ с ребенком).

·       Формировать интерес ребенка  к театрализованной деятельности, рассказывать родным и близким о сценических «достижениях» малыша, предлагать в домашних условиях порадовать окружающих своими достижениями.

Уважаемые родители! Не надо думать, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ваш ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь. И вовсе не обязательно устраивать для это школу на дому. Просто почаще играйте с ребенком в развивающие речь, мышление, фантазию игры. Ведь игра – основной вид деятельности детей. В игре часто, и сложное становится доступным. Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами. Игра с ребенком, несомненно, доставит радость и удовольствие. 

                         Предлагаю игры на развитие различных речевых навыков:
Игра «Угадай, что у меня в сумке». Ребенок должен задавать вопросы, чтобы угадать, что у вас в сумке. Съедобное или нет? Это фрукт? Это овощ? Это белое? Красное? Это твердое? Это круглое? Большое? Вкусное? Т.е. вопросы задаются по величине, по форме, по вкусу, по цвету предмета (можно назвать по материалу, из которого изготовлен какой-либо предмет).
Игра «Где мы были, вам не скажем, а что делали, покажем». Надо имитировать действие каких-то работ. Например, чистка картошки, сбор яблок.
Игра «Так бывает или нет?» Дети должны заметить верное и неверное, потом сказать «Так бывает» или «Так не бывает» — доказать, что бывает и что не бывает.

Игра «Угадай, что это». Выбираете любой предмет (можно в квартире) начинаете описывать этот предмет. Ребенок должен догадаться, о каком предмете вы говорите. «Оно несъедобное, интересное, бывает с картинками и без картинок». Оно небольшое, твердое, делается из бумаги…». «Другой предмет – съедобный, желтый, овальный, кислый…»
Игра «Скажи наоборот». Если я скажу широкая, вы скажете – узкая; грустный – веселый; сладкий – горький; гладкий – шершавый и т.д.
Игра «Угощаю». Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и кладет вам в ладошку, затем Вы ему «так до тех пор, пока все не съедите». Можно поиграть в «сладкие», «соленые», «горькие», «кислые» слова.
Очень полезно отгадывать загадки. И причем не просто отгадывать, но еще и уметь обосновывать отгадки вопросом: «Как ты догадался?».
И, конечно, не забывайте про мелкую моторику. Руки и пальцы также помогают говорить. Пусть как можно больше вырезают, штрихуют, раскрашивают, пришивают пуговицы, собирают мозаику, пазлы. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
      Играя со своими детьми, вы можете многого добиться. Так что, все в ваших руках.
                       



                        

                                              

                                                  Желаю  удачи!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Консультация для родителей: «Мы играем - речь развиваем!»

Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одного из условий подготовки детей к школе.