Рекомендации для родителей

 
      Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.
      Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы   вызываем   интерес   к   учебной   деятельности и добиваемся положительной динамики.   

"В каком слове спрятался звук?”
Формируем умение находить заданный звук в словах. Для этого используем предметные картинки. Взрослый демонстрирует и называет ребенку картинки, в одной из которых есть заданный звук. Ребенок должен указать на картинку и повторить слово, в котором есть заданный звук.

"Скажи слово или клубочки - моточки"
Формируем умение подбирать слова на заданный звук.
Играющие передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст:
"По дорожке (имя ) шла/шёл,
Клубок ниточек нашла/нашёл,
Вы слова на (заданный звук) скажите,
Нашу нитку не порвите".
Тот, у кого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше.

"Поймай звук"
Развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук из ряда звуков. Взрослый называет ряд звуков, ребенок, когда услышит  заданный звук, должен  хлопнуть или топнуть, подпрыгнуть и т.п.

"Поймай звук в слове"
Развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове (начало, середина или конец слова). Используем предметные картинки. Взрослый показывает картинку и называет её. Ребенок хлопает в ладоши, если слышит в названии нужный звук.


"Какой звук чаще всего слышим?"
Развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук. Используем набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук. Произносим стихотворение, а ребенок называет звук, который  чаще всего слышал.


У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.

Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил.

"Кто-кто в теремочке живет"
Развитие фонематического слуха и  умения определять наличие звука в слове.  Домик с окошками для вкладывания картинок (кармашки); набор предметных картинок. Взрослый   объясняет, что   в домике живут  
только те предметы, в названиях которых есть, например, звук [л]или [л’]. Ребенок называет предметы, изображенные на картинке и выбирает только те, в которых есть заданный звук.



"Два прихлопа - три притопа"
Развитие умения дифференцировать звуки. Набор предметных картинок.  Ребенок должен хлопнуть, услышав в названии картинки один из оппозиционных звуков и топнуть, услышав другой.


"Повтори"
 Формируем слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему и различать созвучные фонемы. Взрослый произносит слоговой ряд, ребенок без ошибок старается его повторить.
Примерный речевой материал. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та и т.п.

"Хлопки"
Формирование слухового внимания, чувство ритма.
Взрослый прохлопывает определенный ритм, ребенок старается за ним повторить.

"Доскажи слово"
Формируем слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему, развиваем фонетический слух. Игра проводится после ознакомления ребенка с понятием "слог". Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать слог, который "сбежал".


"Цветные окошки"
Формирование слухового внимания, закрепление понятий "звук", "гласный", "согласный", "твердый согласный", "мягкий согласный".
Красный квадратик (окошко) для обозначения гласных звуков, синий- для обозначения твердых согласных, зеленый - для обозначения мягких согласных звуков. Взрослый называет звук, а ребенок должен правильно показать соответствующий квадратик (окошко).


                                                

"Отгадай слово"
Формируем навык звукового синтеза. Для детей 5-6 лет допускается использовать картинки-подсказки. Взрослый произносит слова, называя каждый звук отдельно: [г], [у], [с’] [и]. Ребенок собирает звуки в слово.




"Передай другому"
Развитие умения выделять первый и последний звук в слове.
Ребенок (или взрослый ) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова.

 

"Посчитай звуки "
Развитие умения определять количество звуков в слове.
Взрослый называет слово. Ребенок называет каждый звук этого слова, на каждый звук выкладывает пуговицы и т.п., затем считает количество звуков в заданном взрослым слове.

 




Желаю удачи и терпения!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Консультация для родителей: «Мы играем - речь развиваем!»

Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одного из условий подготовки детей к школе.

Овощи - фрукты, Сад - огород