Консультация для родителей
«Профилактика дисграфии и дислексии у детей 5 -7 лет с нарушениями речи».
 



         В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Проблема нарушений письма и чтения - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) и чтения (дислексия) у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.
        
          Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимость введения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в детском саду очевидна сегодня для всех.
 К основным коррекционным задачам этой программы относятся:
·      развитие конструктивного  праксиса и тактильных ощущений;
·      совершенствование зрительно-пространственного восприятия;
·      формирование навыков чтения и работа над техникой чтения;
·      развитие восприятия.

 Приёмы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв:
·      лепка из пластилина;
·      выкладывание из палочек, спичек, веревочек, мозаики;
·      вырезание из цветной бумаги;
·      выжигание на дощечках;
·      вычеркивание заданной буквы из текста (игра «Зоркие глазки»);
·      отгадывание букв с закрытыми глазами (взрослый пишет на ладони ребенка);
·      узнавание буквы на ощупь (игра «Умные ручки»);
·      выдавливание спицей очертания букв, письмо на снегу, песке;
·      рисование буквы в воздухе (ребенок указкой пишет, а взрослый отгадывает).


Упражнение «Дорисовывание незаконченных рисунков».
Даются законченные изображения, но с недостающими деталями или незаконченные рисунки.


Игра «Кто наблюдательнее» - рисование с натуры с целью изобразить как можно больше деталей.

 Игра «Необычный конструктор» Цели:вовлечь детей в коллективный поиск элементов, необходимых для «построения» печатных букв; начать классификацию букв алфавита по количеству элементов. Ребёнок  выкладывают из деталей букву. Разных элементов всего 8: овал, два полуовала - большой и малый; палочка - большая, средней величины и маленькая; две точки; знак над й. «Активных» элементов всего 6.

 Упражнение  «Угадай, что задумано?».
Родитель описывает задуманный предмет, а ребёнок должен догадаться, что это за предмет.
Упражнение «Догадайся, что нарисовал художник».
Например, родитель описывает ребёнку рисунок следующим образом: «Художник нарисовал большой квадрат. Внутри него – квадрат поменьше, который поделил двумя линиями крест – накрест на четыре части. К большому квадрату сверху пририсовал треугольник остриём вверх. Что это?».

 Упражнение  «Нарисуй дорожку».
 Детям предлагают на листе бумаги фломастером нарисовать маршрут поездки на машине; «Едем прямо, сворачиваем направо, вперед, поворачиваем налево и т.д.».

Игра «Куда спряталась кукла?», в которой ребёнок отыскивает в комнате спрятанную куклу с помощью плана этой комнаты, где указано это место.
   
 Упражнение «Угадай, какая буква?»
 Первую загадку о букве в качестве образца предлагает педагог. Например: «Эта буква имеет три элемента: малый полуовал и две палочки - большую и среднюю. Большая палочка стоит вертикально, полуовал «висит» на ней слева, а палочка средней величины словно «поддерживает» полуовал. Какая эта буква? (Я).

 Игра «Разноцветное путешествие»
 У каждого ребенка на столе лист с девятью цветными квадратами. Движение начинается с центрального квадрата. Дается сигнал: вверх - вправо - вниз и т.д. Дети передвигают фишку и называют квадрат, в котором они остановились.

 В результате целенаправленной работы у детей:
  • повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
  • формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
  • развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.
Работа по предупреждению специфических ошибок чтения и письма должна проводиться с детьми с различной речевой патологией: с ОНР, ФФНР и др.
 Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей - залог успешного обучения детей в школе.

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Консультация для родителей: «Мы играем - речь развиваем!»

Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одного из условий подготовки детей к школе.

Овощи - фрукты, Сад - огород