Консультация для родителей
«Профилактика дисграфии и дислексии у детей 5 -7 лет с нарушениями речи».
В
последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с
различными трудностями обучения в начальной школе. Проблема нарушений письма и
чтения - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и
чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Интерес к проблемам
раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма
(дисграфия) и чтения (дислексия) у детей обусловлен тем, что письмо как
деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его
психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на
формирование личности.
Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому
необходимость введения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения
и письма в детском саду очевидна сегодня для всех.
К основным коррекционным задачам этой
программы относятся:
· развитие конструктивного
праксиса и тактильных ощущений;
· совершенствование
зрительно-пространственного восприятия;
· формирование навыков
чтения и работа над техникой чтения;
· развитие восприятия.
Приёмы, помогающие детям лучше
запоминать зрительный образ букв:
· лепка из пластилина;
· выкладывание из палочек,
спичек, веревочек, мозаики;
· вырезание из цветной
бумаги;
· выжигание на дощечках;
· вычеркивание заданной
буквы из текста (игра «Зоркие глазки»);
· отгадывание букв с
закрытыми глазами (взрослый пишет на ладони ребенка);
· узнавание буквы на ощупь
(игра «Умные ручки»);
· выдавливание спицей
очертания букв, письмо на снегу, песке;
· рисование буквы в
воздухе (ребенок указкой пишет, а взрослый отгадывает).
Упражнение
«Дорисовывание незаконченных рисунков».
Даются законченные изображения, но с
недостающими деталями или незаконченные рисунки.
Игра «Кто
наблюдательнее» - рисование с натуры с целью изобразить как можно больше деталей.
Игра «Необычный конструктор» Цели:вовлечь детей в коллективный поиск
элементов, необходимых для «построения» печатных букв; начать классификацию букв алфавита по
количеству элементов. Ребёнок выкладывают из деталей букву. Разных элементов всего 8: овал,
два полуовала - большой и малый; палочка - большая, средней величины и
маленькая; две точки; знак над й. «Активных» элементов всего 6.
Упражнение «Угадай, что задумано?».
Родитель описывает задуманный предмет, а
ребёнок должен догадаться, что это за предмет.
Упражнение «Догадайся, что нарисовал
художник».
Например, родитель описывает ребёнку
рисунок следующим образом: «Художник нарисовал большой квадрат. Внутри него –
квадрат поменьше, который поделил двумя линиями крест – накрест на четыре
части. К большому квадрату сверху пририсовал треугольник остриём вверх. Что
это?».
Упражнение «Нарисуй дорожку».
Детям предлагают на листе бумаги
фломастером нарисовать маршрут поездки на машине; «Едем прямо, сворачиваем
направо, вперед, поворачиваем налево и т.д.».
Игра «Куда спряталась кукла?», в которой ребёнок отыскивает в комнате
спрятанную куклу с помощью плана этой комнаты, где указано это место.
Упражнение «Угадай, какая буква?»
Первую загадку о букве в качестве
образца предлагает педагог. Например: «Эта буква имеет три элемента: малый полуовал
и две палочки - большую и среднюю. Большая палочка стоит вертикально, полуовал
«висит» на ней слева, а палочка средней величины словно «поддерживает»
полуовал. Какая эта буква? (Я).
Игра «Разноцветное путешествие»
У каждого ребенка на столе лист с
девятью цветными квадратами. Движение начинается с центрального квадрата.
Дается сигнал: вверх - вправо - вниз и т.д. Дети передвигают фишку и называют
квадрат, в котором они остановились.
В результате целенаправленной работы
у детей:
- повышается обучаемость, улучшаются внимание,
восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
- формируется правильное, осмысленное чтение,
пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное
напряжение и тревожность;
- развивается способность к переносу полученных
навыков на незнакомый материал.
Работа по предупреждению
специфических ошибок чтения и письма должна проводиться с детьми с различной
речевой патологией: с ОНР, ФФНР и др.
Ранняя
диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей - залог
успешного обучения детей в школе.
Интересная подборка игр и упражнений. Спасибо!
ОтветитьУдалить:)
ОтветитьУдалить