Консультация для родителей
Речевые игры дома.
Важность речевых игр для развития детей трудно переоценить. Во время проведения таких игр решаются важные задачи:
• воспитание
звуковой культуры речи
• формирование грамматического строя речи
• обогащение словарного запаса
• развитие связной речи
Несколько игр и упражнений для занятий с
детьми дома.
«Это правда или нет?».
Цель игры – формировать умение находить
неточности в тексте.
Взрослый читает стихотворение, а ребенок
внимательно слушает и отмечает, чего на свете не бывает.
Теплая весна сейчас, виноград созрел у
нас.
Конь рогатый на лугу летом прыгает в
снегу.
Поздней осенью медведь любит в речке
посидеть.
А зимой среди ветвей «Гага-га! – пел
соловей.
Быстро дайте мне ответ – это правда или
нет?
«Какое слово
заблудилось?»
Цель игры – формировать умение
подбирать точные по смыслу слова.
Взрослый читает стихотворение, а ребенок
должен заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.
- Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: «Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами
- Врач напомнил дяде Мите: «Не забудьте об одном - обязательно примите десять цапель(капель) перед сном»
- Жучка будку (булку) не доела: «Неохота, Надоело»
- Забодал меня котел (козел), на него я очень зол.
«Шутка».
Цель игры – ребенок должен заметить,
как можно больше небылиц.
У нас в переулке есть дом с чудесами,
Сходите, взгляните – увидите сами:
Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки,
Старик на окошке лежит, загорает,
А внучкина бабушка в куклы играет.
А рыбы читают веселые книжки,
Отняв потихонечку их у мальчишки.
«Как сказать правильно?»
Цель игры – формировать умение находить
слово, точно оценивающее заданную ситуацию.
Взрослый спрашивает: «Как сказать
правильно?»
1. Папа, иди шепотом.
2. Мама, нитки раскатушились, помоги их
снова закатушить.
3. Мама, я ботинки наизнанку надел.
4. Зима наступила на осень.
«Подскажи словечко»
Цель игры – учить детей подбирать
рифмы к словам.
Щиплют травку возле речки в теплых
кожушках … (овечки).
Пошел котик на торжок, купил котик …
(пирожок).
Ток-ток-ток, стучит по крыше … (молоток).
Динь-дон, динь-дон, в переулке ходит …
(слон).
Для птенцов и для зверят тоже нужен …
(детский сад).
И рыщут по дороге слоны и …(носороги).
Часто к озеру напиться ходит рыжая …
(лисица).
«Как сказать
по-другому?»
Цель игры – познакомить с переносным
значение слов и словосочетаний, подбирать к ним близкие по смыслу слова.
Взрослый просит объяснить значение
выражений:
Одна нога здесь, другая там.
Сгореть со стыда.
Ворон считать.
Морочить голову.
Как снег на голову.
Летит как угорелый.
Зарубить на носу.
Надуть губы.
«О чем говорит
пословица».
Взрослый проводит
небольшую беседу о значении пословиц. Затем предлагает ребенку придумать
небольшую сказку или рассказ, в котором кто-то из героев мог бы ее сказать.
У страха глаза велики.
Трусливому зайке и пенек – волк.
Не рой другому яму, сам в нее попадешь.
Кто зря сердит, у того голова болит.
Как аукнется, так и откликнется.
Какие сани, такие и сами.
Одна пчела много меда не наносит.
«Три линейки».
Цель игры – формировать умение
ориентироваться на окончания слов при определении родовой принадлежности
существительных.
Материал: лесенка (или три полоски бумаги);
мелкие игрушки (или картинки) и предметы, обозначаемые существительными
мужского, женского и среднего рода (блюдце, яйцо, яблоко, полотенце, кольцо.
совок, грибок, апельсин, груша, пуговица, матрешка); поднос.
Взрослый объясняет ребенку, что нужно рассмотреть предметы на подносе и
разложить их на лесенку так, чтобы на нижней ступеньке были те предметы, про
которые говорят «один», на второй ступеньке – про которые говорят «одна», на
третьей ступеньке – про которые говорят «одно».
Очень интересные игры!
ОтветитьУдалить:) Спасибо!
ОтветитьУдалить