Консультация для родителей 
Речевые игры дома. 


Важность речевых игр для развития детей трудно переоценить. Во время проведения таких игр решаются важные задачи:
        • воспитание звуковой культуры речи
        • формирование грамматического строя речи
        • обогащение словарного запаса
        • развитие связной речи
Несколько игр и упражнений для занятий с детьми дома.


«Это правда или нет?».

Цель игры – формировать умение находить неточности в тексте.
Взрослый читает стихотворение, а ребенок внимательно слушает и отмечает, чего на свете не бывает.
Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей «Гага-га! – пел соловей.
Быстро дайте мне ответ – это правда или нет?

«Какое слово заблудилось?»

 Цель игры – формировать умение подбирать точные по смыслу слова.
Взрослый читает стихотворение, а ребенок должен заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.
  1. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: «Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами
  2. Врач напомнил дяде Мите: «Не забудьте об одном -  обязательно примите десять цапель(капель) перед сном»
  3. Жучка будку (булку) не доела: «Неохота, Надоело»
  4.  Забодал меня котел (козел), на него я очень зол.
«Шутка».

 Цель игры – ребенок должен заметить, как можно больше небылиц.

У нас в переулке есть дом с чудесами,
Сходите, взгляните – увидите сами:
Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки,
Старик на окошке лежит, загорает,
А внучкина бабушка в куклы играет.
А рыбы читают веселые книжки,
Отняв потихонечку их у мальчишки.

«Как сказать правильно?»

Цель игры – формировать умение находить слово, точно оценивающее заданную ситуацию.
Взрослый спрашивает: «Как сказать правильно?»
1. Папа, иди шепотом.
2. Мама, нитки раскатушились, помоги их снова закатушить.
3. Мама, я ботинки наизнанку надел.
4. Зима наступила на осень.

«Подскажи словечко»

 Цель игры – учить детей подбирать рифмы к словам.
Щиплют травку возле речки в теплых кожушках … (овечки).
Пошел котик на торжок, купил котик … (пирожок).
Ток-ток-ток, стучит по крыше … (молоток).
Динь-дон, динь-дон, в переулке ходит … (слон).
Для птенцов и для зверят тоже нужен … (детский сад).
И рыщут по дороге слоны и …(носороги).
Часто к озеру напиться ходит рыжая … (лисица).

«Как сказать по-другому?»
 Цель игры – познакомить с переносным значение слов и словосочетаний, подбирать к ним близкие по смыслу слова.
Взрослый просит объяснить значение
 выражений:
Одна нога здесь, другая там.                 Сгореть со стыда.
Ворон считать.                                        Морочить голову.
Как снег на голову.                                Летит как угорелый.
 Зарубить на носу.                                  Надуть губы.

«О чем говорит пословица».

 Цель игры – развивать образное мышление.
Взрослый проводит небольшую беседу о значении пословиц. Затем предлагает ребенку придумать небольшую сказку или рассказ, в котором кто-то из героев мог бы ее сказать.
У страха глаза велики.
Трусливому зайке и пенек – волк.
Не рой другому яму, сам в нее попадешь.
Кто зря сердит, у того голова болит.
Как аукнется, так и откликнется.
Какие сани, такие и сами.
Одна пчела много меда не наносит. 
   


«Три линейки».

Цель игры – формировать умение ориентироваться на окончания слов при определении родовой принадлежности существительных.
Материал: лесенка (или три полоски бумаги); мелкие игрушки (или картинки) и предметы, обозначаемые существительными мужского, женского и среднего рода (блюдце, яйцо, яблоко, полотенце, кольцо. совок, грибок, апельсин, груша, пуговица, матрешка); поднос.
Взрослый объясняет ребенку, что нужно рассмотреть предметы на подносе и разложить их на лесенку так, чтобы на нижней ступеньке были те предметы, про которые говорят «один», на второй ступеньке – про которые говорят «одна», на третьей ступеньке – про которые говорят «одно».

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Консультация для родителей: «Мы играем - речь развиваем!»

Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одного из условий подготовки детей к школе.

Овощи - фрукты, Сад - огород