Дети с нарушением слуха

В ЖИЗНИ ВСЕ НЕ СЛУЧАЙНО.
ЕСЛИ СУДЬБА ДОВЕРИЛА ВАМ
БЕЗЗАЩИТНОГО РЕБЕНКА, БУДЬТЕ
ДОСТОЙНЫ ДОВЕРИЯ!
ЗАПАСИТЕСЬ ОГРОМНЫМ ТЕРПЕНИЕМ,
ДОБРОТОЙ И ЛЮБОВЬЮ-
И У ВАС ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!
C:\Documents and Settings\Евгений\Рабочий стол\images2.jpg

  Гердель Елена Александровна
воспитатель коррекционной группы
(детей с нарушением слуха)

Дети с нарушением слуха – совершенно обычные дети. Они так же любят бегать, играть, танцевать, веселиться и шалить, экспериментировать с разными предметами, строить, лепить, рисовать. Дети с нарушением слуха должны жить вместе со слышащими и иметь равные с ними возможности. Это одна из главных задач обучения и воспитания таких детей.
Как же можно достичь этой цели?
  • Слухопротезирование – это важнейшее условие полноценного слухо – речевого развития ребенка с нарушением слуха. Все глухие и слабослышащие дети должны носить слуховые аппараты постоянно. С их помощью у них будет развиваться слуховое восприятие и устная речь.
  • Для игр с слабослышащим ребенком используются игрушки самые распространенные  – куклы, машины, зверюшки, кубики и т д. Но игра должна быть настоящей. Во время действий с каждой игрушкой необходимо на мгновение подносить ее к губам, на уровне подбородка (чтобы ребенок видел артикуляцию), и называть игрушку простым словом – звукоподражанием, например : ля-ля, би-би, ав-ав, мяу. С помощью зрения и остатков слуха ребенок воспринимает эти слова. Родитель должен организовывать игровые ситуации, в процессе которых ребенок вычесляет действия (обозначенные словами). В этой деятельности ребенок одновременно учиться и говорить, и понимать речь в устной форме.
  • Важно научить ребенка чтению. Можно предложить таблички со словами, написанными печатными буквами. Сначала дети воспринимают слова целостно, их не учат отдельным буквам. Чтение становится для них осмысленным процессом, за каждым словом стоит представление, образ.
  • Следует учить ребенка письму. Писать можно при помощи фломастера печатными буквами на альбомных листах. Ребенок свободно располагает свою руку на листе бумаги и может писать слова в любом месте и направлении буквами любого размера. Позже характер письма упорядочивается, оно становится ровным и аккуратным.
  • Занятия по развитию слухового восприятия. Нужно учить детей вслушиваться в звуки окружающего мира, в речь. Это помогает лучше понимать устную речь окружающих людей. Занятия по развитию слухового восприятия должны проводиться ежедневно по 20-30 минут в течение многих лет. 
  • Необходимо специально создавать пространство доброжелательного отношения к ребенку. Число приятелей у слабослышащего ребенка должно увеличиваться. Нужно воспитывать доброжелательность, внимательность к окружающим.
  • Воспитывать самостоятельность. Сначала ребенок с идет в магазин вместе с родителями, и они включают его в процесс покупки. Позже ребенок делает это самостоятельно. Предварительно родители должны обсудить и проговорить с ним тот словарь, который нужно будет использовать, приобретая ту или иную вещь.
  • Здравствуй, большой мир! Ребенок включается в социум. Он становится абонентом библиотеки, посещает музеи, театры с доступным для понимания репертуаром, концерты для детей. Так слабослышащие дети приобщаются к культуре  с одной стороны, и интегрируются в общество с другой. 
  • Посещение детского сада способствует полноценному общению. Ребенок должен принимать активное участие в концертах для родителей, праздничных утренниках. Публичность учит преодолевать стеснительность и страх перед большой аудиторией.
  • Для социализации слабослышащих детей полезны экскурсии и походы, в которых участвуют семейные знакомые и товарищи ребенка. В этих условиях учится действовать в группе, команде; учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других. Расширяются представления об окружающем мире, совершенствуется речь.
  • Большую роль приносит детям участие в работе кружков и секций. Дети самостоятельно общаются с преподавателями и другими детьми, без участия родителей.


Реализация описанных моделей воспитания, обучения и включения слабослышащих детей в социум поможет им вырасти раскрепощенными, открытыми к контактам, самостоятельными, полноценными членами общества.  Главное - помочь им преодолеть трудности и стать хозяевами своей судьбы.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Консультация для родителей: «Мы играем - речь развиваем!»

Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одного из условий подготовки детей к школе.

Овощи - фрукты, Сад - огород