Усвоение устной речи глухих и слабослышащих детей

Гердель Елена Александровна

воспитатель коррекционной группы
(детей с нарушением слуха)

Речевое общение - существенный компонент окружающей среды и обязательное условие развития
слышащего ребенка. Если ребенок лишен слуха, речь окружающих не оказывает воздействия на ход его
развития в такой форме и в такой мере, как на слышащего. Общение со взрослыми даже на самой
ранней ступени развития оказывается у слабослышащего ребенка менее дифференцированным из-за
того, что ребенок не воспринимает интонаций взрослого и не может правильно реагировать на них, так
как  взрослому трудно понимать жалобы и желания глухого ребенка.
Развитие речи происходит:
  • В бытовой деятельности, в ходе выполнения режима дня (подготовка ко сну, прием пищи,
    прогулки, все моменты по организации самообслуживания и т. п.).
  • В процессе ознакомления с окружающими овладения разными видами деятельности на занятиях
    (изобразительная деятельность, игры, труд, физическое воспитание и т. п.).
  • При обучении разным видам речевой деятельности, усвоение значений слов и фраз.
  • При обогащении и развитии сенсорной базы восприятия речи и отработки ее звуковой стороны
    при занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению.
  • При закреплении усвоенных речевых навыков и усвоении новых языковых средств (слов, фраз, звуков) в условиях семьи (в соответствии с рекомендациями и заданиями педагогов).
Ребенок подражает взрослому. От подражания движениям туловища, рук, пальцев, слабослышащий
ребенок начинает подражать движениям языка, губ. Родитель должен привлекать ребенка к собственной
артикуляции. Необходимо давать в подражательных упражнениях артикуляцию отдельных слогов:
ПА, ФА, ПУ, ФО и так далее. Эти упражнения подготовительные в обучении произношению и
подготавливают восприятие ребенка считывать с губ. Нужно добиваться точного подражания, не спешить,
а  иногда может появиться у ребенка и звук речи. Успехи ребенка следует поощрять похвалой: хорошо,
верно, молодец.
При обучении произношению необходимо проводить дыхательную гимнастику с использованием
игровых приемов:
  • Сдувание со стола, с руки комочков ваты (снегопад), листочки из цветной бумаги (листопад), при этом расстояние между ребенком и сдуваемым комком должно увеличиваться изо дня в день. 
  • Задувание свечи, шторм в стакане (соломинка для коктейля и стакан с водой). Нужно следить за плавностью выдоха, достаточной интенсивностью, щеки не должны надуваться.
  • Дуть плавно и длительно (в тазу с водой пуская  бумажный кораблик).

  • Поддувание ватного шарика, заводя его между кубиками (футбол).

Для развития голоса и артикуляции можно использовать игры:
  • Игра “Лошадка”,изображаем лошадку со звуком О-О-О, а затем изображаем кучера со звуком
    НО-НО-НО.
  • Игра с куклой. По подражанию ребенок укачивает куклу, произнося при этом А-А-А.

  • Игра с катушкой. Взрослый, разматывая катушку, произносит протяжно звук У-У-У, стараясь тянуть звук подольше. Можно использовать доступное сочетание слогов ПАПАПА-ПАПАПА и ПА-ПУ, ТА-ТУ, ПА-ТА, ТО-ПО, ПУ-ТУ.
Такие упражнения эффективно проводить в сочетании с ритмическими  движениями рук, с хлопками или
показом движений.
К обучению чтения с губ приступают, когда ребенок научился сосредотачиваться, смотреть и различать
артикуляцию и сравнительно точно ей подражать. Дети учатся различать слова по табличке: сядьте,
встаньте, идите, бегите. Ребенок должен приступать к выполнению действия после словесного
обращения взрослого к ребенку. Нужно следить за правилом выполнения действий (безшумно вставать,
ровно садиться). Ребенок постепенно учится считывать слова с губ взрослого. Для глобального чтения с
губ берутся поручения со словами (в сочетании с глаголами – покажи, дай, принеси).Усвоение слова
проходит последовательный путь от таблички через дактильное проговаривание к устной форме –
выработка установки у детей на устную речь.

Главное желание и цель родителей глухого или слабослышащего ребенка – сделать все возможное,
чтобы ребенок рос и развивался на равных с нормально слышащими детьми. Если жизнь доверила вам
беззащитное дитя, будьте достойны этого доверия – запаситесь любовью, добротой и терпением, и все у
вас получится!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Консультация для родителей: «Мы играем - речь развиваем!»

Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одного из условий подготовки детей к школе.

Овощи - фрукты, Сад - огород